Материалы к урокам













  • (Учебная программа) Литература (русская и зарубежная) для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения
  • Письом МОН Украины № 1/9-380 от 10.08.2015 "Методические рекомендации для учеников 4-х и 7-х классов общеобразовательных учебных заведений"
  • Письмо Министерства №1/9-426 от 01.06.2012 "Инструктивно-методические рекомендации по базовым дисциплинам"


  • 11 класс
    Тема: Публичное выступление и культура речи. Публичная речь в современном мире
    Цели:
    Образовательная: развитие понятия “публичное выступление”, коммуникативные качества хорошей речи, формирование  навыков построения устного публичного выступления;
    Развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать;
    Воспитательная: воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах.
    Ход урока
    I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
    II. Словарный диктант с последующей самопроверкой.
    Задание. Запишите слова, устно объясните их значения. Проверьте написанное (самопроверка).
    Дискуссия, аудитория, оратор, красноречие, эмоциональность, публицистика.
    Что общего между этими словами? Соответствуют ли они теме “Общение”, “Выступление”?
    Подберите однокоренные слова к слову “публицистика” (публичный, публика).
    III. Новый материал.
    Вступительное слово учителя
    ·        Актуальность вопроса (презентация «Публичное выступление и культура речи»)
    ·        Заполнение анкеты ( Любите ли вы публично выступать)
    ·        Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом. (М. Твен)
    ·        Презентация
    Подготовка к анализу  текста (работа с таблицей « Публичное выступление и культура речи»).

    Текст «Что у вас в рюкзаке?» х/ф «Мне бы в небо» ( Анализ публичного выступления)
    1) Назовите тему и основную мысль текста.
    2) Можно ли сказать, что автор воздействует на читателя? Докажите примерами из текста.
    3) Какую важную проблему затрагивает автор? Как иначе можно определить эту проблему? (Проблемы бывают политические, экономические, экологические и моральные, нравственные).
    4) Анализ публичного выступления
    5)На какие морально-этичные моменты вы обратили внимание?
       Можно ли считать такое публичное выступление удачным?
    Работа с новым материалом «Презентация для  лифта»
    К какому виду публичных выступлений относится (информационная, убеждающая)
    Задание по группам : составить выступление 100-150 слов, используя технологию «Презентация для лифта».
    Темы для публичного выступления
    ·        Организация субботника
    ·        Участие в постановке пьесы
    ·        Проведение волонтерской акции
    ·        Поездка на экскурсию
    Анализ выступлений учащихся
    IV Подведение итогов урока ( Что нового узнали на уроке, какие пункты из вашей анкеты вы готовы вычеркнуть?)
    V. Домашняя работа (каждый ученик получает задание).
    Внимательно прочитай советы. Подчеркни те из них, которые ты хотел бы запомнить.
    Выбери одну из предложенных тем публичного выступления или придумай свою.
    Поработай над содержанием своего публичного выступления (задавай себе вопрос: соответствует ли данная мысль, довод теме выступления?).
    Продумай интересные примеры, факты из собственной жизни, вспомни примеры из художественных произведений. Все это будет способствовать тому, что твое выступление будут внимательно слушать.
    Написав вступление своего публичного выступления, еще раз внимательно его прочитай. Может быть, можно предложить что-нибудь интересное?
    Постарайся придумать интересное заключение. Твоя цель - сделать свое выступление незабываемым.
    Попробуй выступить со своей темой перед родителями, бабушкой или дедушкой (можно выступить и перед зеркалом). Все это будет способствовать тому, что ты будешь чувствовать себя увереннее.
    Подумай, с какой интонацией ты будешь произносить ту или иную фразу.
    Постарайся одно и то же предложение читать с разной интонацией. От этого будет зависеть то, как твое выступление будет воспринимать публика.
    Помни, что сегодня ты выступаешь перед одноклассниками, перед теми людьми, с которыми ты знаком уже несколько лет. А завтра ты можешь оказаться перед совершенно незнакомыми людьми. И тогда твое умение выступать выразительно, эмоционально, твое умение логически выражать свои мысли помогут тебе
    Темы выступления:
    1. Доброта делает человека красивым.
    2. О любви к "братьям нашим меньшим".
    3. Быть порядочным хорошо или плохо?
    _____________________________________________________________
    Тема. Публичное выступление и культура речи. Публичная речь в современном мире. Материалы к урокам по русскому языку в 11 классе
    Основные коммуникативные качества хорошей речи (правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность).
    Культура речи как риторическая проблема
    Умение выражать собственные мысли убедительно и доступно, использовать образные средства выразительности, располагать к себе собеседника и умение точно оценивать по речи его образовательный и социальный статус, являются сегодня важными навыками для любого человека в социальной и профессиональной сфере.
     Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящим в устной или письменной форме и всегда с ним связанные. Не случайно эксперты-криминалисты способны определить по записи голоса социально-биографические характеристики и исполнителя, и автора текста.
     Качественная речь должна соответствовать нормам литературного языка, обеспечивать успешную коммуникацию с собеседником в различных сферах общения.
     Интерес учащихся к особенностям построения публичных высказываний очень велик. Это продиктовано требованиями современного мира, интересом к психологии, стремлением проявить себя в различных социальных сферах.
      Анализ текстов различных публичных выступлений, приобретение навыков самостоятельно строить высказывания различных жанров позволяют учащимся достичь поставленных целей, повысить коммуникативный уровень, самовыразиться.  
    Из приведенных ниже материалов вы узнаете, что такое публичная речь и каковы ее виды (информационная, развлекательная, этикетная и убеждающая), как подготовиться к публичному выступлению: выбрать тему, определить цель речи, найти материал для выступления, а также как начать, развернуть и завершить речь. Вы познакомитесь с особенностями словесного оформления публичного выступления, такими его характеристиками, как понятность, информативность и выразительность, а также узнаете о видах аргументов («по существу» и  «к человеку»).

    Публичная речь и ее виды.
    Публичная речь – это официальное выступление оратора перед многочисленной аудиторией, непосредственно находящейся перед выступающим.
    Виды публичных речей различают по их основной цели.


    Виды публичных речей


    Цель выступления

    Основные жанры
    Информационная
    сообщить какую-то информацию
    доклад на конференции, лекция, вступительное слово на защите дипломной или диссертационной работы
    Протокольно-этикетная
    соблюсти этикет
    приветствие участникам конференции, поздравление юбиляра, выступление на панихиде
    Развлекательная
    создать благоприятную эмоциональную атмосферу
    тост во время банкета
    Речь убеждающая
    склонить  аудиторию к своей точке зрения или призвать аудиторию к каким-либо действиям
    парламентские выступления, выступления на митинге, предвыборная речь кандидата, агитационные и рекламные выступления
    .
    Этапы подготовки публичного выступления
    Прежде всего, надо четко ответить себе на несколько вопросов: По какому поводу я буду говорить? Перед кем я буду выступать? Какова цель моего выступления?
    Форму выступления определит ситуация общения (защита дипломной работы, информационное сообщение на собрании, выступление на митинге, вручение приза, встреча одноклассников, рекламное выступление и т.д.)
    1. Определите объем информации, составьте план выступления, запишите текст речи( при официальных и ответственных ситуациях доля импровизации маловероятна)
        « Мысль работает в полную силу, в полную мощь только тогда, когда человек пишет. Большинство новых значительных мыслей приходит в процессе писания, и только небольшая их часть – в процессе собственно размышлений, и только иногда – неожиданно посещает мгновенное озарение, обычно более ценное и важное, чем все предыдущие размышления»
                                        Александр Гюнтер – талантливый харьковский адвокат
    Не заучивайте текст наизусть, не читайте его монотонно, опора на план – вот идеал. К которому надо стремиться.
    2. Прежде чем выступать с публичной речью, послушайте, как это делают другие. Знакомство с традициями построения жанра речи во многом облегчит вашу задачу.
    3. Следует иметь представление не только о жанре речи, но и о ситуации, в которой вы будете ее произносить. Ваш внешний вид должен соответствовать ситуации общения.
    4. Учитывайте ожидания аудитории и применяйте различные способы воздействия на нее в соответствии с ее характеристиками: возрастом, полом, профессией, уровнем образования, эмоциональным состоянием, степенью заинтересованности, национальным составом, ценностями.
    Классический риторический канон, который дошел до нас со времен античности
    1 Инвенция, или изобретение (найти, что сказать).
    2. Диспозиция, или расположение изобретения.
    3. Элокуция, или словесное оформление мысли.
    4. Меморио, или запоминание речи.
    5. произнесение (исполнение речи).
    Ввиду линейности речи выделяется следующая структура
    ·        Введение
    ·        Предложение
    ·        Повествование
    ·        Подтверждение
    ·        Опровержение
    ·        Заключение
    Композиционные части публичной речи
    Трехчастная композиция
    Цель
    Особенности   изложения
    Вступление
    Привлечь внимание, завоевать доверие аудитории.
    Обозначение темы и проблемы выступления, сообщение основной мысли, тезиса.
    Установить эмоциональный контакт с аудиторией, задать тип отношений (официальный - неофициальный, дистанция общения и социальные роли говорящего и слушающего).
    В неформальной обстановке уместно использовать: рассказ о своем личном опыте, цитирование знакомого, демонстрацию предмета, шутку.
    Основная часть
    Удержать внимание, привести аргументы и доказательства
    Аргументы – высказывания, приводимые в подтверждение тезиса и свидетельствующие о его истинности, справедливости.
    Сильные аргументы – научные аксиомы, ссылки на закон, заключения экспертов, ссылки на авторитетов, свидетельства очевидцев, статистические данные.
    Тезис – это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать или доказать.
    Выступление содержит не менее трех аргументов.
    Нисходящая аргументация – аргументы располагаются от сильных к слабым, используется в  малоподготовленной аудитории.
    Восходящая аргументация – аргументы располагаются от слабых к сильным, используется в подготовленной, заинтересованной, благожелательной аудитории.
    Односторонняя аргументация – защита только своей точки зрения, целесообразна для людей малообразованных и плохо разбирающихся в проблеме.
    Двусторонняя аргументация – когда  слушателям  излагаются различные точки зрения, которые они могут сопоставить, предназначена для подготовленной аудитории и если оратор пытается переубедить слушателей.
    Аргументация по типу логического доказательства:
    на основе дедуктивного изложения (от вывода к аргументам);
    на основе индуктивного изложения ( от аргументов к выводу).
    Аргументы по существу – логические аргументы, апеллируют к разуму и связаны с установкой на рассуждение, доводы к очевидным фактам, документам, свидетельствам, показаниям.
    Аргументы к человеку – обращены к эмоционально-волевой сфере людей, связаны с установкой на действие.
    Основная задача – удержать внимание аудитории, внимание снижается на 15-й, 30-й, 45-й минуте. Период внимания равен 10-15 минут. Между этими частями активизируйте внимание, задайте вопрос, обратитесь к наглядному материалу, задействуйте зрительную активность, переключите внимание на изучение примера.
    Внимание ! Особенно важную информа-цию располагайте в начале или в конце выступления («эффект края»). Не смешивайте в одном выступлении разные темы, а по выбранной теме приводите не более трех основных мыслей.

    Заключение
    Добиться от аудитории понимания основной мысли и осознания цели речи
    Подводятся итоги, повторяется основная мысль. Может включать в себя призыв к аудитории, благодарность, предложение.
    Не рекомендуется заканчивать выступление извинением «Извините, если утомил(а) вас!»,  «Простите за сумбурность, времени было мало, я не успел(а) все рассказать». Ничего не дополняйте в своем выступлении, если вы сделали вывод, это разрушает впечатление.

    Словесное оформление публичного выступления
    ·        Информацию подавать порциями, оформляя каждую ее часть в отдельное предложение. предложения должны быть короткими;
    ·        Не использовать цепочки отглагольных существительных: Необходимость подготовки проведения конференции молодых ученых очевидна. – Очевидно, что необходимо подготовиться к проведению конференции молодых ученых;
    ·        Заменять причастные обороты придаточными определительными предложениями: Время, требующееся на подготовку конференции известно. – Время, которое требуется на подготовку конференции известно;
    ·        Заменять предложно-падежные словосочетания придаточными предложениями: Благодаря хорошей работе оргкомитета конференция прошла успешно – Благодаря тому, что оргкомитет конференции хорошо поработал, конференция прошла успешно;
    ·        Используя цифры, «очеловечивать» их : «Глазные нервы примерно в 25 раз толще тех, что идут от мозга к органам слуха», а не « толщина глазных нервов…микрон, а слуховых… микрон»
    Для установления контакта с аудиторией используют специальные контактоустанавливающие свойства
    Контактоустанавливающие средства
    Примеры
    Этикетные  формулы привет-ствия, прощания, благодарности
    Уважаемые коллеги! Разрешите мне… Благодарю за внимание…Позвольте мне на этом закончить…
    Апелляция к предварительным знаниям слушателей
    Ну, вы прекрасно знаете…Вы помните, что… Вероятно, вам известно, что…
    Прямые призывы к сомышлению
    Вслушайтесь…Представьте себе… Давайте предположим… Давайте вместе подумаем…
    Прямые вопросы к аудитории
    Вы согласны со мной?

    Функции метакоммуникативных средств, которые служат для аудитории ориентирами в восприятии речи.
    Метакоммуникативные средства
    Примеры
    Членение выступления на части
    Я начну с… Моей сегодняшней задачей является…
    Переход к новой теме
     Я перехожу к другому вопросу…
    Введение цитаты, иллюстрации
    Я приведу конкретный пример…
    Характеристика речи
    Я кратко остановлюсь на…

    Существуют специальные риторические приемы. Повышающие выразительность выступления. Во-первых, это приемы придающие речи определенный ритм : повтор начала фразы (анафора), повтор конца фразы (эпифора),использование одинаковых синтаксических конструкций   ( лексико-синтаксический параллелизм), противопоставление  (антитеза). Во-вторых. Это синонимический повтор: восходящая и нисходящая градация.
                                  
                                          Дополнительная литература
    Барышникова Е.Н., Клепач Е.В., Красс Н.А. Речевая культура молодого специалиста: Учебное пособие. М., 2005.

    Максимов В.И., Голубева А.В. Русский язык и культура речи:  Юрайт-Издат, М. ,2011. 
    __________________________________________________
    Публичное выступление и культура речи. Публичная речь в современном мире.






      Презентация для лифта (или речь для лифта) (англ. Elevator Pitch или Elevator Speech) — короткий рассказ о концепции продукта, проекта или сервиса. Термин отражает ограниченность по времени — длина презентации должна быть такой, чтобы она могла быть полностью рассказана за время поездки на лифте, то есть около тридцати секунд или 100—150 слов.
    Структура презентации. В отличие от других видов выступления, презентация в лифте не имеет рекомендованной структуры, подготовка к такой презентации является творческим процессом. Несмотря на это, можно дать некоторые рекомендации по структуре «элевэйтор спич»:
    • В начале желательно, максимально привлечь внимание слушателя, заставить его думать, о чем вы говорите. Например, можно привести какой-то неожиданный вызывающий эмоции факт, который в дальнейшей речи будет подчеркивать важность вашего проекта.
    • Речь должна быть чистой, эмоциональной, без лишних пауз и подбора нужных слов. Говорить нужно быстрее обычного, но не слишком быстро.
    • В основной части презентации в лифте важно: сказать, чем выгодно отличается ваш проект от всего остального, чем он привлекателен. Не нужно говорить о том, что не является ключевым фактором успеха вашего проекта. Если какую-то информацию можно выкинуть – выкидывайте.
    •  Однако важно не перехвалить себя, а наоборот сказать, о важности роли именно этого проекта для вас и попросить помочь вам.  Слушатель должен почувствовать свою силу и необходимость для вас, после того, как поймет выгодность вашего проекта.
    Анализ публичного выступления

    1. Вид публичной речи
    • Информационная
    • Протокольно-этикетная
    • Развлекательная
    • Речь убеждающая
    2. Контакт с аудиторией
    • Установлен
    • Поддерживается на протяжении выступления
    • Учитывается реакция аудитории
    3. Тема и цель
    • Подходит оратору
    • Соответствует аудитории
    4. Композиционные части
    • Пропорциональны, имеют традиционную трехчастную структуру
    • Части связаны между собой, подчинены одной цели
    • Есть ошибки в построении композиции
    • Вступление и заключение не дублируют друг друга
    • Вид аргументации ( подчеркнуть)
    • Нисходящая – восходящая
    • Односторонняя – двусторонняя
    • Дедуктивная –индуктивная
    • Аргументы по существу – аргументы к человеку
    • Удачны ли примеры?
    • Наличие скучного, не относящегося к делу материала (подчеркнуть)
    • да / нет
    • Заключение является логическим следствием из аргументации, тезиса
    • Особенности заключения_________________________________
    5 Словесное оформление выступления
    • Точность формулировок
    • Однотипность, разнообразие синтаксических конструкций(подчеркнуть)
    • Отсутствие речевых ошибок
    • «Очеловечивание» аргументов
    • Темп слишком быстрый , медленный, меняется в соответствии с содержанием (подчеркнуть)
    6 Контактоустанавливающие средства
    • Наличие этикетных формул приветствия
    • Апелляция к предварительным знаниям слушателя
    • Прямые призывы к сомышлению
    • Прямые вопросы к аудитории
    7. Специальные риторические приемы
    • Анафора (повтор начала фразы)
    • Эпифора (повтор конца фразы)
    • Лексико-синтаксический параллелизм(одинаковые синтаксические конструкции)
    • Противопоставление (антитеза)
    • Синонимический повтор (восходящая и нисходящая градация)

    8. Какую особенность этой речи выделите вы?

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий